Гитарист из Пензы, который в двухлетнем возрасте выступал с хоккейной клюшкой, изображая Дина Рида. Вокалистка из Краснодара, мечтающая о Madison Square Garden. Артист из Екатеринбурга, влюбленный в астрономию и джаз. Музыкант с Крайнего Севера, вдохновленный Бобби МакФеррином. Четыре разных города, четыре непохожих пути — и одна общая точка притяжения под названием «Министерство Культуры».

Михаил Лисов, Вероника Шрамко, Эрик Халматов и Павел Елисеев — участники группы, занявшей первое место в TOP100AWARDS 2025. За год существования проект превратился из «необычной кавер-группы» в новую форму искусства, где 19 (!) талантов создают не просто музыку, а магию живого выступления.
Как уживаются творческие эго в одной команде? Почему современная музыка теряет глубину? И что происходит, когда каждого артиста спрашивают: «Какие песни ты хотел бы петь?» — вместо того чтобы просто ставить задачи? Четверо музыкантов рассказали нам о проекте, который стал для них воздухом, семьей и ответом на многие жизненные вопросы.


Совсем недавно проекту «Министерство Культуры» исполнился год. Он выдался насыщенным и щедрым на победы. А можете вспомнить, какой была ваша жизнь до «МинКульта» и что в ней изменилось?
Вероника Шрамко: У меня появились новые друзья. Новый опыт. Я впервые работаю в такой большой команде. И с большим интересом, жадно наблюдаю за всеми процессами.
Павел Елисеев: Я не могу сказать, что проект полностью перевернул мою жизнь, но что точно заметил: я стал больше писать и слушать музыку. Знакомство и сотворчество с талантливыми людьми, видимо, не проходят бесследно.
Михаил Лисов: Да, какого-то чистого творчества точно стало больше. «МинКульт» дал мне еще больше возможностей для реализации, и я очень благодарен проекту за это!

Коллектив на 19 творческих талантов — наверняка не самое простое сочетание. Как вы уживаетесь? Легко ли перестраиваться с «я» на «мы» в группе?
Павел Елисеев: Да хорошо уживаемся. У нас все же тут не поле раздавленных самомнений, все твердо стоят на ногах. Поэтому и нет каких-то дрязг и ссор, только тепло, талант и просекко. (Смеется.) Каждое мнение важно, у каждого есть пространство для выражения себя. Мы не теряем своей индивидуальности в этом «мы», а уровень и вайб проекта таков, что творить вместе всегда хочется.
Вероника Шрамко: Мы все действительно очень разные яркие персонажи. Но все стараются поддерживать общение на дружелюбной, доверительной волне. Мы прекрасно видим и чувствуем, как работает наша синергия, и понимаем, что очень важно поддерживать это состояние, не нарушать его.
Михаил Лисов: Закулисные процессы всегда бывают сложными и непростыми. Но у каждого своя роль, и на всех общая ответственность за результат. Это дисциплинирует. И помогает создавать магию на сцене. Когда ты уже ни о чем не думаешь и просто кайфуешь вместе со всеми!

В работе над программами кавер-коллектива что важнее: шоу, вокал или харизма, энергия и личность исполнителей? Что влияет на впечатление от выступления?
Михаил Лисов: Я бы ничего отдельно не выделял. Все это в совокупности должно сработать, чтобы результат был незаурядным.
Вероника Шрамко: Я лично думаю, что одинаково важны все эти параметры, но, пожалуй, все же харизма артиста чаще всего в итоге оставляет самый глубокий след в сердцах зрителей.
Павел Елисеев: Важнее всего качество! Качество и есть топ-результат, репутация и все такое. Конечно, нет элементов, которые в стремлении к качеству можно опустить. «Дьявол в деталях». Но многие эти составляющие — больше индивидуальная работа, а качество — это коллективный труд.


В разные периоды музыка принимала на себя различные роли: манифеста времени, утешения, рефлексии или флагмана перемен. Какую миссию вы бы отвели ей сегодня? Есть ли у современной музыки лицо?
Павел Елисеев: Сложный вопрос. И звучит так, как будто нужно отвечать за целый мир. У музыки совершенно разные лица в зависимости от того, кто и в каком возрасте ее находит. Будить эмоции — думаю, это основной посыл, мгновенно проникать в самый нерв твоего сознания.
Михаил Лисов: Сейчас музыка очень многогранна и разнообразна, все зависит от людей, которые слушают музыку. Поток очень интенсивный. Нужно научиться фильтровать, разбираться, развивать вкус, тогда музыка и в целом искусство будет принимать ту роль, которая в конкретный момент нужна человеку… или человечеству.
Вероника Шрамко: Я считаю, что у настоящей музыки всегда одна миссия — лечить и радовать душу, а все остальное уже дело моды и многих других процессов. Мне очень нравится тренд на искренность, и я думаю, что это безумно важно, ведь для многих людей по всей планете музыка становится опорой в темные времена.

Что вы никогда не готовы исполнять?
Павел Елисеев: Ой, я много чего не готов исполнять, если честно. И какое счастье, что меня об этом и не просят.
Вероника Шрамко: Дайте подумать. Песни группы «Воровайки».
Михаил Лисов: Все то, что меня будут настойчиво заставлять исполнить.


Очевидно, что планы и амбиции группы лежат за рамками индустрии событий. И совершенно точно все под силу. Какое будущее для проекта загадываете в команде?
Павел Елисеев: Счастье любит тишину. Но нам бы хотелось предупредить мир, что у нас большие планы.
Вероника Шрамко: Я думаю, что новые горизонты неизбежно проявятся, потому что творческого потенциала в этой команде просто на миллион и одно шоу, а в какой это будет форме, уже не так важно.
Михаил Лисов: Много выступлений в самых разных городах мира. На знаковых площадках в том числе.
Михаил Лисов

Вы один из самых опытных участников группы, много лет сотрудничаете с популярными артистами. Чем отличается работа с командой «МинКульта», от чего в ней вы получаете наибольшее удовольствие?
Здесь чувствуется какое-то особое отношение к каждому. Как к человеку, как профессионалу. И мотивация, и внутреннее чувство ответственности из-за этого только повышается. Это очень ценно. Спасибо Нине и Саше! (Прим. ред. Продюсер и художественный руководитель проекта Нина Назарова и Александр Белов.)
Музыкальное образование — обязательная база для современного артиста? Это больше про свободу и возможность экспериментировать или мастерство сделать правильно?
Вопрос интересный. Думаю, гениев на планете не так много. А вот талантов достаточно. Но талант нужно подпитывать и совершенствовать. Образование — часть этого пути. Без этого никуда. Но есть исключения, когда самоучки достигают потрясающих результатов, но за этим тоже большой труд. И дисциплина самообразования, работы над собой.
Вероника Шрамко

Самый дурацкий миф о кавер-бэндах, который доводилось слышать? Почему вообще возникают стереотипы о форматах?
Стереотипы возникают, потому что люди склонны копировать. Отсюда появляется невероятное количество одинакового контента. Поэтому наперекор всем мифам о том, что кавер-бэнд — это чуть ли не коллективное караоке, под каждую композицию в программе «Министерства Культуры» создаем авторскую аранжировку. Придаем ей собственный стиль и всегда сохраняем свой почерк.
Вы сотрудничали с известными музыкантами, но доводилось ли раньше работать в группе? Что в опыте с командой «МинКульта» стало для тебя открытием?
Наверное, это новый опыт работы в концертном коллективе с большим количеством вокалистов, музыкантов, танцоров. Это очень мощно, поддерживающе и вдохновляюще, когда каждый остается собой и проявляет уникальностью, не пытаясь перетянуть одеяло на себя. Я думаю, что такое в нашей среде происходит редко и дорогого стоит.
Представьте, что можно выбрать любую мировую площадку для выступления «Министерство Культуры». Какое место это было бы и почему?
Ну, Madison Square Garden, не меньше!
Эрик Холматов

Диапазон проектов, в которых вы задействованы, очень широкий. Очевидно, что глубоко погружены в музыкальный контекст. Какая музыка рождается на ваш взгляд в нашем времени, к чему мы чаще обращаемся? По каким трекам будут узнавать эту эпоху?
Сегодня мы чаще всего обращаемся к клиповой музыке. Сейчас все завязано на форматах тик-токов, рилсов, шортсов и так далее. Соцсети стали мощным инструментом продвижения музыки и задавили нас алгоритмами. Все стали мыслить коротким контентом и как бы подкручивать материал под формат. Треки стали короткими. Композиции, альбомы — все, чем мы раньше мерили творчество, как бы сужается до точки, до нескольких секунд, в которых человек очень быстро получает какую-то конкретную эмоцию и просто идет дальше. Все меняется стихийно и тут же забывается.
По каким трекам будут узнавать эту эпоху?
Думаю, что, к сожалению, не будет таких треков. Сейчас настолько много музыки воспроизводится и производится в целом, что она перестала быть явлением, стала обыденностью. Нет какого-то шарма, глубины. И честно сказать, меня это удручает.
Что отличает «Министерство Культуры» от любых других коллективов (возможно, не только кавер-бэндов)?
Абсолютная поддержка внутри коллектива и уверенность в том, что мы делаем. Я не раз замечал, что артисты не понимают, ради чего они это делают. Просто идут за трендами, соответствуют каким-то форматам. Мы тоже в каком-то смысле соответствуем форматам индустрии, хотя хочется верить, что мы их задаем, но у нас все рождается совершенно органично, все происходит как бы по велению сердца. И наш художественный руководитель — Александр Белов — он когда создает свои проекты, очень доверяет коллективу, потенциалу каждого из участников. Мы это чувствуем и выкладываемся по полной. Поэтому, если коротко, «Министерство Культуры» отличает от других коллективов искренность.
Если бы нужно было выбрать саундтрек вашей жизни, что бы это была за композиция и почему именно она?
Давайте начнем с того, что это было бы несколько композиций. Если, например, на русском языке выбирать, то эта композиция Валентина Стрыкало, песня «Бесполезно». Она максимально отражает мое чувство бытия. Грация и изящность этой песни, гармоническая, смысловая, исполнительская составляющие — все в ней прекрасно. Советую всем послушать. А если на английском языке, то это будет песня Бенджамина Клементайна — Quintessence. Это самая красивая песня на английском языке, которую я когда-либо слышал.
Павел Елисеев

Как смотрите на современную музыкальную индустрию? Какие тренды замечаете? Если говорить, не только о кавер-группах, нет ли ощущения, что новых имен так много и в них легко потеряться? Как сегодня можно запомниться и при этом построить карьеру вдолгую?
Очень разная она, эта музыкальная индустрия. Но точно виден тренд на искренность. Мы сейчас просто «дофаминовые наркоманы», наш мозг настолько привык к быстрому притоку гормона счастья, что нас теперь не обманешь. Что бы ты ни исполнял — добротную музыку или «жвачку» — без искренности у тебя нет шансов. Ну и, конечно, нужен выигрышный визуал, желательно секунд на пять. Про долгую карьеру не знаю, еще и сам такую не построил. Но факт в том, как это не прискорбно мне признавать, что публику сначала нужно завоевать, а потом учить.
Для какого слушателя хочется исполнять музыку? Если вообще уместно говорить о выборе зрителя.
Для способного чувствовать. Для зрителя, которому музыкальная жвачка не нужна. Хочется, чтобы тебя слушали, хотели услышать.
Если бы за «МинКультом» можно было навсегда закрепить любые ассоциации, что бы это могло быть: любая идея, слова, слоган?
«Министерство Культуры» — это вдохновитель. Качество. Прачечная. (Смеется.) Семья. Атмосфера. В лучшем смысле сумасшедшие люди.