В мире музыки постоянно появляются новые проекты, однако немногим удается создать действительно уникальное шоу, объединяющее различные жанры и форматы. Одним из таких амбициозных начинаний стал проект «Министерство Культуры», который вышел за рамки обычной музыкальной группы, соединив в себе элементы вокала, инструментальной музыки, драматургии, арт-перформанса и даже моушен-дизайна.
Мы побеседовали с продюсером шоу-проекта Ниной Назаровой и художественным руководителем Александром Беловым, чтобы узнать, как родилась идея создания группы, с какими трудностями столкнулась команда и какие планы у этого необычного коллектива.
Как возникла идея создания такого необычного мультижанрового проекта?
Нина Назарова: Начнем с того, что мультижанровость — довольно очевидный запрос от современных заказчиков, которые привыкли удивляться и удивлять. Просто трактует его каждый профессионал по-разному.
Александр Белов: Мы хотели создать лучший проект на рынке — уникальный, выходящий за рамки привычных музыкальных групп. Тот, в котором не будет места банальным аранжировкам и однообразию. Судя по результатам, цели мы определенно достигли: «Министерство Культуры» объединило в себе не только вокал и музыку, но и драматургию, арт-перформанс и даже моушн-дизайн.
Нина Назарова: Важную роль здесь играет не только уникальность собранных воедино элементов, но и гибкость: наш проект готов создать практически любую шоу-программу и интегрироваться в самые разные события — от камерных квартирников до масштабных фестивалей. Одним словом, это был долгий, но, внезапно, очень внятный путь.
Представьте нам ребят — кто есть кто?
Н. Н.: Если представлять всех участников, то это интервью превратится в лонгрид, понятный только тем, кто с головой погружен в тему. Поэтому лучше просто скажем: сейчас в нашем коллективе одиннадцать вокалистов и десять музыкантов — однако это совсем не значит, что завтра их не станет больше.
А. Б.: Главное, на чем хочется сделать акцент: наш коллектив — это не кавер-группа. Каждый член команды — виртуоз в своем деле, готовый к творческому вызову и экспериментам. Как и положено коллективу такого уровня, у «Министерства Культуры» есть собственные руководители — художественный и музыкальный, которые являются камертонами их творчества.
Как вы добиваетесь слаженности в работе такого большого состава?
А. Б.: Большая и кропотливая работа, вовлеченность и горящие глаза каждого из участников проекта — основа слаженности любой группы, не только музыкальной. Достичь ее порой бывает непросто, но для этого и существуют продюсеры.
Дебют группы состоялся в джазовом клубе Алексея Козлова, в апреле 2024 года, где в принципе не выступают кавер-проекты. Как все прошло?
Н. Н.: Нам, безусловно, льстит, что первое выступление нашей группы состоялось в одном из лучших джазовых клубов мира. С самого старта мы задали себе очень высокую планку.
А. Б.: А что до кавер-групп в клубе Козлова, то, на самом деле, они там очень даже выступают. В том смысле, что любой джазовый стандарт, по своей сути, кавер в той или иной форме. Другое дело, что типичных коллективов, которые мы привыкли понимать под словом «кавер-группа», там действительно не услышишь, потому что Алексей в первую очередь акцентирует внимание на профессионализме и, конечно же, подаче материала.
Н. Н.: Большая часть музыкантов и вокалистов «Министерства Культуры» уже были резидентами клуба — не в последнюю очередь из-за этого его руководство с доверием отнеслось к нашему проекту. Надеюсь, мы его оправдали.
Расскажите о процессе создания вашей концертной программы-трансформера. Как вы решаете, какие элементы необходимо включить в нее?
Н. Н.: Мы балансируем между потребностями event-индустрии и собственным музыкальным вкусом. Учитываем мнение музыкантов — большой вес имеет мнение каждого из членов команды. Но последнее слово обычно остается за продюсерской группой.
Как проекту удается сочетать столь разные жанры и форматы в рамках одного выступления?
А. Б.: Гибкость, адаптивность и мультиформатность лежат в основе нашего проекта изначально. Мы просто перенесли свои знания и умения из event-индустрии в музыкальный проект. На самом деле, сочетать разные жанры и стили несложно — при условии, что ты работаешь с профессионалами.
Какие технологии мультимедиа и моушен-дизайна вы используете в своих выступлениях?
Н. Н.: В этом вопросе мы подстраиваемся под запросы организаторов и масштабы площадки. Если предусмотрены экраны — адаптируем контент и динамичный логотип «Министерства Культуры» под стилистику события, дабы органично вписать выступление группы в концепцию мероприятия. Всегда рады, если технические возможности позволяют использовать мультимедийный контент с 3D-моделированием и сложной анимацией. Очень любим мэппинг: дополняем реальное окружение виртуальными объектами и спецэффектами.
А. Б.: В то же время создание такого контента требует дополнительных расходов — поэтому финальное решение, использовать его или нет, конечно же, отходит на сторону заказчика.
О кутюрных коллекциях костюмов. Кто их разрабатывал?
Н. Н.: Для каждого музыканта были разработаны индивидуальные образы, отражающие роль и характер каждого. Ответственен за них Станислав Попов — совладелец и главный дизайнер Atelier Moscow и бренда P.S.Mode. Именно он создал обе коллекции костюмов.
А. Б.: Первый дроп — коллекция в стиле haute couture с концепцией деконструированых вещей — подчеркивает эксклюзивность и артистичность. Второй дроп, вдохновленный голливудской классикой, состоит из облегающих длинных платьев темного цвета, дополненных драматичной накидкой-вуалью, и классических костюмов-смокингов с преобладающими острыми линиями и акцентными деталями в виде бутоньерок и галстуков, как классических, так и bow-tie, дополняемых различными элементами — от драпировки до цветов.
Можете ли вспомнить минимальный срок, за который вам приходилось готовить выступление?
Н. Н.: В нашей практике был случай, когда мы за несколько недель создали музыкальный спектакль на основе авторского материала. Лучше, конечно, всегда иметь запас времени, чтобы не работать в стрессовых условиях. Однако, если до даты проведения события остается совсем немного времени, «Министерство Культуры» может интегрироваться в праздник вторым составом участников, собранным из не менее востребованных и талантливых музыкантов и вокалистов.
Какие трудности вы преодолели при создании такого масштабного и разнопланового проекта? Были ли они вообще? Есть ли сейчас?
Н. Н.: Наверное, самая большая трудность, с которой мы продолжаем сталкиваться и по сей день, — это сбор такого большого количества востребованных музыкантов на репетиции.
А. Б.: На самом деле, когда оглядываемся назад, то видим: ошибок было не так уж и много. Синергия профессиональных организаторов мероприятий и музыкантов принесла плоды.
Что в планах у «Министерства Культуры» на ближайшее время? Есть ли мечта о каком-то особенном выступлении или площадке?
Н. Н.: Мы не привыкли озвучивать мечты до момента их претворения в жизнь. Пока можем сказать, что к реализации одной из них мы оказались близки уже в этом году. Намного раньше, чем предполагали. Что касается планов — хотим закрепить наш статус ведущего музыкального проекта в event-индустрии и покорить фестивальные и концертные площадки, на которых еще не выступали. Это, пожалуй, основная наша задача.