Ведущий Иван Фоняков: «Я не для всех, и это нормально»

От первой «страшной, дикой и дешевой» свадьбы до амбициозных планов в Москве

Поговорили с Иваном о творческом пути от студенческого КВН до топовых свадебных мероприятий. В откровенном интервью он рассказал о секретах работы со столичной публикой, современных трендах свадебной индустрии и дал советы начинающим ведущим.

Расскажи, как ты попал в мир свадеб? С чего все началось?

Я довольно успешно играл в КВН, был чемпионом межфака Санкт-Петербургского государственного университета, который на тот момент считался одной из самых сильных студенческих лиг КВН в Питере. Из этой кузницы юмора вышли всем известные «Факультет журналистики», «Доброжелательный Роман», талантливые авторы и актеры других телевизионных команд. Также я играл в региональных, центральных лигах, писал юмор командам «из телевизора». В этом творческом процессе, конечно, сначала в университете, потом и за его пределами поступали предложения провести то или иное мероприятие. Среди них были свадьбы, но свое первое мероприятие я провел далеко не для знакомых.

@ivanfonyakov
@ivanfonyakov

Ты помнишь свою первую свадьбу, с которой начался твой путь ведущего? Как это было?

Слушай, было страшно, дико и дешево — это три кита, на которых устойчиво держалась моя свадьба. (Смеется.) Меня нашли люди на «Авито». Да, грешен, я был на этом сайте, тогда не было TOP100AWARDS или каких-то других классных соцсетей, которые тебя продавали, максимум группа в ВК и сайт. Я приехал на окраину города, тогда только начали застраивать метро «Девяткино» в Питере — пара домов и кавказский ресторан, где и прошло торжество, которое лишило меня «свадебной девственности». Мои отбивки, и музыку я ставил сам себе на музыкальном центре, гонорар был то ли восемь, то ли десять тысяч рублей и шашлык. Стоит ли говорить о наличии организаторов, координаторов и других подрядчиков? При этом было весело, заказчики были довольны, и даже такой стрессовый опыт не отбил желание работать и развиваться в сфере.

Чем отличается работа ведущего в Москве и Санкт-Петербурге? Где тебе комфортнее выступать?

Город как будто не решает. Очень часто, особенно в этом году, я вел москвичам в Питере и наоборот и не скажу, что есть огромные отличия. В Москве, конечно, конкуренция выше, соответственно, и требования к кандидатам, их уровню — тоже.

Как ты обычно выстраиваешь рабочий процесс? Что происходит после того, как пара отправляет тебе запрос?

Первое, что я делаю, — это знакомство. Конечно, бывают проекты, где я вижу пару впервые на самом празднике — заставлять что-то делать тоже не в моих правилах. Все же мы выбираем в первую очередь комфортный вид взаимодействия для заказчика, обсуждаем его на берегу с агентством или с парой напрямую. Если мы подходим друг другу, далее, как правило, могут быть анкеты или интервью, встречи, созвоны, чат, опять же, — как удобно. Люблю, когда заказчики делятся своими историями, хобби, любимыми местами, традициями, — это отличный фундамент для хорошего брейншторма и создания индивидуального проекта с фишками, креативными идеями и решениями, которые будут ребятам подходить.

@ivanfonyakov
@ivanfonyakov

Поделись секретом, как тебе удается взаимодействовать даже с капризной столичной публикой? У тебя есть особенные приемы?

Не хочется выделываться или набивать себе цену, но, честно, я не для всех. Бывает, отказываюсь от проектов, если с заказчиками понимаем, что мыслим совсем по-разному, и это нормально. Когда я только начинал и смотрел на коллег поопытнее, не понимал, почему у них вообще есть заказы, ведь я лучше и тут, и там (мы же для себя боги). Но потом понял, что у всего есть зритель, главное, чтобы в твоем амплуа тебе было комфортно и лаконично. Ты «не включал» ведущего и шел работать, а транслировал себя.

Что касается приемов, то иногда нужно снять волнение и переживания с людей, которые сильно загоняются, или, наоборот, придать серьезности, если слишком расслабленные. Всегда первый, кто должен видеть в вас профессионала, это вы, а второй — это заказчик, который выбрал вас. Конечно, это история не про гонор и какие-то отголоски звездной болезни, а про профессионализм, вы должны этим понятиям соответствовать. На самих мероприятиях ты, естественно, ведешь себя очень учтиво со всеми. Условно, какие-то вещи как ведущий ты можешь легко терпеть или парировать юмором. Это отличный инструмент, на котором очень часто можно быть на коне, а иногда просто пара искренних фраз очень просто разрядят обстановку или, наоборот, дадут людям понять, что ты такой же человек, как и все. Так взаимодействовать будет проще.

Твоя карьера начиналась со стендапа. Не думаешь вернуться в этот жанр снова?

Моя карьера началась с того, что я начал выступать как комедийный актер в студенческом проекте «Фонтан-Самовар». Мы называли это творческой лабораторией, а по факту это был местный комедийный клуб для студентов и не только, где любой желающий мог попробовать свои силы в комедийном жанре. Там я выступал в дуэте, мы с моим другом показывали миниатюры, дальше КВН, стендап, снова КВН, импровизация и снова стендап, как будто бы я и не уходил из него. Я и сейчас выступаю в барах города. Недавно ездил на большой фестиваль стендапа ВК. Если вопрос про большой «телевизионный» стендап, то в него не лез пока, но этот путь не исключаю, хотя он очень тернист и отнимает огромное количество времени. Я люблю придумывать репризы, обожаю точный и тонкий юмор, но как будто разговорный формат импровизационный мне нравится больше.

Расскажи о самой необычной или запоминающейся свадьбе, на которой тебе довелось работать.

Свадьба родной сестры почему-то сразу врезалась мне в память, я там не был ведущим, вел ее мой друг Игорь Чехов, а мне предоставилась возможность провести свадебную церемонию. И это было для меня в тысячу раз волнительнее, чем вести какой-нибудь огромный корпоратив на 1000+ элитарных гостей или выступление на сочинском фестивале КВН. Я давно уже сильно не переживаю и не волнуюсь, когда выхожу на сцену, ну или полностью умею это чувство контролировать. Тут же, когда я стал у церемониальной арки, от волнения и осознания того, что мой близкий человек, моя единственная любимая сестра выходит замуж, у меня в прямом смысле этого слова «отказало тело». Реально, даже ноги начали дергаться и немного задрожал голос, но вроде только я и заметил этот момент. Взял себя в руки, и в итоге все прошло очень трогательно и душевно.

@ivanfonyakov
@ivanfonyakov

Какие качества, на твой взгляд, должны быть у успешного ведущего?

Есть классное качество — быть крутым слушателем и собеседником. А из этого и выплывают другие: эрудиция, чувство юмора, эмпатия, смелость и открытость. Ну, о наборе инструментов, наверно, не будем говорить — это профессиональная база, хотя давай скажем еще: дикция, подача, умение держать зал, говорить без сценария, чувство такта и уместности.

Поделись планами на будущее, что ты готовишь на ближайшее время?

Я не так давно в Москве основательно. В планах здесь укорениться. Из личных проектов — стендап, в следующем году цель — снять концерт, также есть несколько проектов на площадках, которые нельзя назвать или можно назвать, но очень медленно. А также готовим проект для «ВК Видео», но пока все на этапе согласования, поэтому это все, что могу сказать.

Свадебная индустрия постоянно меняется. Какие тренды ты замечаешь в последнее время?

Последние годы на первый план выходит клиповость мышления. Все стало быстро: в соцсети завирусится одно видео, и через месяц этот тренд уже на каждой второй свадьбе. Если промо, то кадры меняются динамично. Больше никому не нужны фильмы, всем подавай шортсы и рилсы, шоурилы, пранки, челленджи, фишки и так далее. Что не близко мне, и, слава богу, мы от этого, как правило, ушли, — так это звать кучу дальних родственников, которых ты не видел двадцать лет и вряд ли после свадьбы еще увидишь. Все стараются собрать самых близких и любимых людей, от этого свадьбы только выигрывают. Камерный формат, в этом понимании, очень хорош, он может быть и на 100–150 человек. Есть пары, которые действительно поддерживают теплое общение с большим количеством людей и это здорово. Минимализм, натуральность в декоре, индивидуальные детали в духе фраз из первых переписок в зоне церемонии или забавные факты про гостей на рассадке. Ну и, конечно, все чаще людям не нужна огромная насыщенная конкурсная программа, все сводится к общению, импровизации, совместным играм и всему тому, что вы делаете на вечеринках или праздниках для развлечения и отдыха, а ведущий только задает этому всему вектор.

И напоследок: что бы ты мог посоветовать начинающим ведущим, которые только пробуют себя в этой сфере?

Найдите нормальную работу! (Cмеется.) Если серьезно, то тут нужна просто смелость, чтобы не бояться ломать стереотипы, и много практики. Если нет заказов — снимай себя на камеру и выкладывай в личный блог. Выступай на открытых микрофонах или занимайся импровизацией. Сейчас путей превеликое множество. Не старайся подражать топам индустрии, пробуй искать свой путь. Это сложнее, но так ты не станешь одним из похожих друг на друга ведущих, а будешь персоной. В идеале это поможет тебе даже не ездить на кастинги, потому что за тебя будет говорить твоя индивидуальность, и конкурентов найти будет сложно.

@ivanfonyakov
@ivanfonyakov
Полина Ульянова
11 сентября 2024 г.