Что происходит, когда невеста называет позиции профи в рейтинге TOP100AWARDS не задумываясь, а организатор понимает: это будет не просто свадьба, а проект для индустрии? Невеста Полина и основательницы агентства Скажи «Да!» Дарья и Анастасия прошли через год совместной работы над свадьбой с концепцией «Сближение». Они столкнулись с и эмоциональным напряжением, и выгоранием, и ураганом накануне дня X, но создали праздник, где даже дождь пошел по режиссерскому таймингу.

Мы поговорили девушками о том, как организатор может стать по-настоящему близким человеком, почему невесте-эксперту психологически труднее и что важнее всего на свадьбе — дресс-код или человеческие взаимоотношения.
Как вы встретились и приняли решение работать вместе? Что зацепило друг в друге?
Полина, невеста: Мы с Артемом сразу понимали, что будем делать свадьбу в родном городе — любая долгая дорога тяжела для бабушек, а праздник без всей семьи мы не представляли. Выбирали агентство, которое знает все об особенностях свадьбы в нашем регионе. Мы встретились с девчонками из «Скажи «Да!», а дальше Даша выбрала нас сама — это была лучшая случайность (или не случайность). В процессе работы меня зацепило, что мы были по-настоящему на одной волне, без войны и напряжения.
Дарья, агентство «Скажи «Да!»: Тема с Полиной пришли к нам больше чем за год до свадьбы. Они были гостями на свадьбе друзей, которую мы организовывали. У каждой нашей пары есть свой куратор, мы сразу решили, что с этими ребятами буду работать я. Изначально они хотели камерное торжество, хотя в процессе аппетит вырос. Но запрос на семейность и особенные ощущения близких был сразу.
Наши заметки с первой встречи звучали так: «Тепло, искренность, семейная атмосфера + тусовка». Мы такое очень любим.
Подсмотрела в ответе Полины, что подготовка прошла «без войны и напряжения». Честно, мы с командой всегда искренне не понимаем, почему девочки-невесты настраиваются на противостояние со своей же командой. Стараемся менять это отношение, потому что вы собираете людей, которые усилят проект и исполнят ваши мечты, а не тех, с кем вы будете драться за ваши пожелания.





В какой момент ты поняла, что Полина — необычная невеста, что она разбирается в индустрии? Что ты почувствовала — это преимущество или вызов?
Д.: На третьей встрече я заметила, что невеста не задумываясь называет позицию предложенного профи в свадебных рейтингах страны. Обычно мы даем комментарии, в чем сильная сторона специалиста, делимся опытом работы с ним. Здесь этого не было нужно.
Мы вместе смотрели трансляцию с результатами TOP100AWARDS.
С одной стороны, это круто: большая часть работы уже сделана, вам надо просто решить, кто нравится. Плюсы и минусы понятны. С другой — ты понимаешь, что пара идет не просто за офигенными эмоциями. Ребятам было интересно сделать не только важный день для них и близких, но и значимый для индустрии проект. Появлялись факторы, которые мы должны были учитывать. Тогда я поняла: соответствовать уровню запроса мы сможем, но нужно пристальное внимание и постоянные усилия. И это точно не было минусом — было интересно, ладошки горели.





Расскажи о концепции вашей свадьбы. Какой ты ее видела с самого начала?
П.: Мы назвали нашу концепцию «Сближение». Она о том, как незнакомые люди из разных поколений в конце вечера чувствуют себя по-настоящему близкими. Мы в деталях понимали, какое настроение хотим в каждой части вечера и на каких струнах души нужно играть, чтобы этого добиться. Считаю, у нас это получилось идеально. Все гости чувствовали себя большой семьей, вместе плакали и смеялись, много обнимались. Это может показаться обычными эмоциями для свадьбы, но мы сознательно перевели внимание от нас на наших близких. И случилась магия.





Даша, в какой момент ты поняла: этот проект будет серьезнее, сложнее и масштабнее, чем казалось вначале?
Д.: Со второй или третьей встречи. Но у нас с ребятами наверняка разные версии. В процессе подготовки мы часто угадываем реальные желания пары. Если бы все говорилось прямо с самого начала, было бы быстрее. Но паре нужно время, чтобы начать нам доверять, а нам — чтобы вскрыть их истинные потребности и границы. Это важная часть работы.
С Темой и Полиной мы не с первой встречи вышли на честный диалог, но это случилось довольно быстро. С того момента мы стали планировать не просто свадьбу. Это трансформировалось в совместный проект, над которым каждый работал, как над чем-то очень важным.
Был смешной момент. На этапе согласования концепции ребята просили убавить креативность и сфокусироваться на сервисе для гостей. Но в какой-то момент вся свадьба стала креаторством, в том числе со стороны пары. Правда, ребята говорят, что сразу были готовы на креатив. Для меня это классная иллюстрация процесса притирки с организатором. Не всегда то, как ты представляешь что-то, так же видится другим. Мы думаем, что пара не хочет концептуальности, а ребята ждут, когда им предложат то, чего еще не видел белый свет.
Поэтому постоянно повторяем каждой паре: самое важное — разговаривать с нами. Делиться, даже если мысли не сформированы до конца.



Полина, закончи фразу: «Я думала, что знаю, как готовиться к свадьбе, а на самом деле...»
П.: Я не знала, как готовиться к свадьбе, и без наших организаторов сошла бы с ума. Единственное, я была уверена, что подготовка к свадьбе — это тяжелый и тревожный путь, а на самом деле год подготовки стал одним из самых лучших и теплых периодов в моей жизни. В свадьбе не надо страдать. Ни до нее, ни в день.
Все эти «платье неудобное, а как ты хотела, красота требует жертв!», «ну, конечно, этот день не для вас, терпите» — это навязанная чушь, которая вообще вас не коснется, если рядом с вами надежная команда. И еще важный момент.
Чтобы свадьба оправдала ваши ожидания, ожидания должны быть озвучены, а вы должны так или иначе участвовать в процессе реализации.
Это надо понять, принять и не усложнять команде задачу, пропадая или сухо отвечая «да»/«нет», когда важно включиться и принять решение. Как только вы забиваете на свою сторону ответственности, решения перестают быть вашими, а значит, результат может быть не таким, как вы представляли.



Ребята не торговались и были готовы увеличивать бюджет ради качества и реализации задуманного. Как это изменило проект?
Д.: Вопрос финансового ресурса, конечно, всегда один из самых сложных и острых. И мы не про меркантильность. К сожалению, мы живем в мире, где почти все стоит денег. Мы любим свой город, но объективно понимаем его слабые места. Здесь не все возможно, хотя над очень многим можно работать. Но это дороже.
Ребята очень быстро уловили разницу между базовым и тем, что им нужно. По-взрослому признали, люди будут делать больше, чем обычно, значит, это стоит дороже. Это очень облегчало задачу дать паре то, что ей нужно. Потому что без ресурсов пары организатор тратит собственный ресурс, а это ограниченная единица. Есть 100% сил и времени, их можно тратить на создание, творение, улучшение, а можно — на поиск кризисного решения. Рациональность в расходах важна, это один из наших приоритетов. Но нельзя, например, при уличной посадке, не доплатив ни рубля, иметь также красиво украшенную крытую локацию в качестве плана Б.




Какие элементы свадьбы были для тебя абсолютно принципиальными? Почему именно они?
П.: То, как гости будут чувствовать себя на свадьбе. Мне было важно, чтобы никто не скучал, всем хватило внимания, еды и напитков. Учитывая, что свадьба проходила на площадке, где нет ничего, кроме красивых пейзажей, а многие смоленские профи не привыкли к столичному уровню сервиса, эта задача была не из легких и для нас как для заказчиков, и для наших организаторов как для тех, кто в итоге несет ответственность за работу всех специалистов и исход вечера в целом.

Что в концепции этой свадьбы было самым смелым или необычным решением? Что делало ее особенной?
Д.: У нас есть суперистория про декор церемонии. Со всем визуалом сложилось быстро, кроме этой зоны. Смотрели и полянки, и цветочные столбики, и низкую флористику, и геометрию. Но когда пара еще не увидела «то самое», это всегда заметно.
Я не помню, как эта идея родилась. Но в какой-то момент я как будто заболела историей с подиумом. Фон — усадьба XVIII века, главная точка внимания гостей — сама пара. Что нужно, чтобы картинка сложилась? Длинный эстетичный подиум без лишнего украшательства. «Продавать» эту идею ребятам было рискованно и страшно. Референсов нет, никто так не делал, гарантии, что это просмотрится и не будет выглядеть, будто забыли привезти декор, нет. Но мы с девочками-декораторами грезили этой идеей. И видимо, получилось передать ребятам это ощущение. В итоге подиум с текстом «Сближение» стал самой «говорящей» локацией свадьбы. Там отражался и смысл всего события, и суть церемонии.





Расскажите о моменте, когда вы видели какой-то элемент свадьбы совершенно по-разному. Как нашли решение?
Д.: Мне кажется, что такого не было. У нас было близкое понимание слова «эстетика». Но и в принципах нашего агентства есть хорошая фраза: «Хотите? Пожалуйста!» Это не значит, что мы безразлично соглашаемся на любые пожелания. Это значит, что мы четко держим в голове понимание, что мы работаем в проекте для нашего заказчика. Нам может много чего не нравиться. Если дело касается надоевших свадебных фишек, картинок из интернета или чего-то еще, — это только наши проблемы.
Люди мечтают об этом дне. И нам важно помочь им воплотить в жизнь их мечты, а не наши профессиональные амбиции.
Хотя, безусловно, любая их мечта проходит трансформацию с учетом современных тенденций, бюджета и внутреннего состояния. Идеально, когда и мечты, и амбиции сбылись. Так было в свадьбе Артема и Полины.




Расскажи про свои свадебные образы: менялись ли они в процессе подготовки?
П.: У меня было четыре образа: утро, велком, основной и вечерний. Стилиста мы не брали, о чем, возможно, жалеем, но опыт самостоятельного поиска тоже интересный. Свадьба получалась классической, так что утром хотелось бунтарства. Вместе с нашими организаторами мы нашли на Pinterest образ, который классно смотрелся в природных пейзажах, и мне его сшили. Наш фотограф Даша Артищева предложила разбавить романтику металлическими аксессуарами на волосах, визажист нарисовала веснушки, и случился тотальный мэтч.
Артем сразу сказал: буду в смокинге. А я шла выбирать платье без всякого плана.
Мы пришли в «Кураж», маме и подружкам нравилось почти все, а у меня любви не случалось. На последних минутах примерки вынесли мое платье, но с короткой юбкой. Кружево, фасон, корсет, цвет — там было идеально все. Мы заказали это же платье с длинной юбкой и каждую примерку меня не могли заставить его снять. (Смеется.)
В вечернем платье немного поколдовали над длиной, подобрали аксессуары, и наряд идеально вписался в цветовую гамму и стилистику свадьбы. А платье на велком купили в последнюю очередь. Вместе с организаторами решили, что велком — это мне надо! Свадьба пролетает как миг, и провести в номере полтора часа вместо общения с близкими — преступление.
Лайфхак для тех, кто не хочет долгих поздравлений и очередей после церемонии: гости поздравили нас на велкоме, а после церемонии мы просто обнимались и фотографировались.





Был момент, когда перфекционизм и стремление к идеалу начали давить на вас обеих? Что происходило и как вы справлялись?
Д.: От перфекционизма мы сильно не страдали. Да, было много важных деталей, которые нужно было держать в голове: секунды песни для салюта, значки аллергенов в меню, обозначение крепости коктейлей в барной карте, маски и водичка в номерах гостей, дежурная машина для бабушки невесты, вынос коктейлей на церемонию в нужную секунду, подача блюд курсами. Но систематизация и таск-трекеры помогали.
Было два момента, где проявлялась обратная сторона нашей близости с парой. Первый — несколько раз мы всерьез конфликтовали. Не знаю, как это назвать — мы не ссорились, не выясняли отношения. Это было эмоциональное столкновение: пара доходила до пика волнения и тревог, а мы достигали дна человеческих ресурсов, чтобы их поддерживать.
Две лавины накрыли нас с головой, но оба раза мы вставали, выдыхали, проговаривали все и шли дальше.
Второй момент: мы периодически выгорали. За год почти не было дней, когда бы мы не переписывались и что-то не обсуждали. Мы с таким сталкивались и знаем, что делать. А вот выгорания пары мы не хотели допустить.
Почему пара устает, если есть организатор? Потому что даже с хорошим организатором: а) вам придется делать задачи по свадьбе — список гостей, приглашения, выбор нарядов, клятвы; б) только вы — главные герои, и от вас зависит, как пройдет день. На нас с вами 50/50 ложится ответственность за все, что мы создавали. У ребят не было проблем с вовлеченностью. Наоборот, мы старались друг друга притормаживать. Но ответственность и переживание за их день — это ноша, которую можно вынести только с сильной мотивацией.





Давай честно, что психологически труднее для организатора: когда невеста ничего не понимает в ивенте или когда знает индустрию изнутри?
Д.: Конечно, труднее, когда невеста разбирается. Не потому, что надо лучше готовиться или дополнительно напрягаться. Наш мозг всегда работает на полную в процессе работы. Просто когда ты не знаешь нюансов, ты не переживаешь за то, что может пойти не так. Не думаешь: согласятся ли техники ставить аппаратуру под открытое небо, если в прогнозе дождь, получилось ли у организатора вызволить у таможни 50 задержанных зонтов от солнца, починили ли на площадке щиток и хватает ли мощности для всей аппаратуры. Задача организатора — решать эти проблемы, не погружая в них пару.
Но тут ребята, например, знали, что Олег Леднев, их видеооператор, любит смелые креативные свадьбы. И переживали: будет ли ему интересно, вдохновится ли он их днем. Волновались, что на балкон во время церемонии выйдет хозяйка усадьбы (а усадьба была главным фоном церемонии). Знали посекундно свой салют и боялись, вдруг сработает не так. Волнений было достаточно, и организатор должен их отрабатывать.



Какой страх или эмоциональную реакцию ты встретила в себе в процессе подготовки, о которой даже не подозревала?
П.: Я совсем не ожидала, что организатор в процессе подготовки может стать по-настоящему близким человеком для нашей пары, что для кого-то это не просто бизнес, а любовь.
А вот по-настоящему страшно стало только за день до свадьбы из-за погоды. Мы не смотрели прогноз, потому что нам запретили, но в ночь накануне начался ураган. Команда декораторов вешала ткани на усадьбу, и один из монтажников чуть на них не улетел. У нас был план Б — помещение, которое мы также декорировали, ставили дубль-свет, звук, сервировку. Хотя мы проговаривали с командой, что если план А не случится, мы останемся целы и ничего хуже не станет… Именно в эту ночь я осознала, что год нашей работы может переехать в шатер. И поняла, что цела я не останусь. Слава богу, все обошлось.


Какой главный инсайт о работе, о клиентах или о себе ты получила через этот проект?
Д.: Наверное, что организатор не эксперт по умолчанию. Да, для большинства пар ты можешь быть экспертом, жонглировать задачками, говорить: «Дорогие мои, поверьте, будет вот так». Но случится момент, когда придет пара более экспертная, чем ты. И тогда придется быстро расти!



Что в итоге оказалось совершенно неважным на самой свадьбе, хотя казалось критичным в подготовке? И наоборот — что оказалось важнее всего?
П.: Я очень тряслась за дресс-код, а в итоге моя 80-летняя бабуля его нарушила, и это оказалось совершенно неважным. Самое важное — это человеческие взаимоотношения. Мы много общались с командой весь год, проявляли уважение к их комфорту, прислушивались, вместе росли. И у нас сразу была установка, что команда — творцы, которые работают для нас, а не рабочая сила. Поэтому на свадебном дне, мне кажется, все кайфанули и выложились на максимум.


Что ты теперь знаешь о себе, чего не знала до этого опыта?
П.: Я знаю, что я, оказывается, творческая. Мне нравится создавать, и у меня это хорошо получается.
Что в итоге получилось на этой свадьбе такого, чем ты гордишься больше всего?
Д.: Горжусь, что мы отстояли идею с подиумом. Признаюсь, это добавило седых волос — мы не были на 100% уверены, что сработает, а ответственность на себя взяли. Но это сработало на 1000%, стало визитной карточкой свадьбы и получилось не как у всех. Еще горжусь, что команда учла процентов 99% всех деталей. Когда люди оказались на празднике, где уровень продуманности их комфорта, настроения, ощущений такой высокий, я видела, как меняется их состояние. День был таким идеальным... Все случилось как нужно, когда нужно. У нас даже дождь по режиссерскому таймингу пошел и закончился. (Смеется.)



За что вы благодарны друг другу сейчас, когда все позади?
П.: Я благодарна нашей команде организаторов за гиперчувствительность, эмпатичность, заботу, глубину и вовлеченность. Я ощущаю год подготовки так, словно меня крепко обняли в самом начале пути и оберегали от тревоги на каждом сложном этапе.
Д.: За то, что ребята весь год держали высокий уровень доверия к нам, несмотря на волнение. Пара всегда быстрее организатора — у них одна свадьба, хочется закрыть все вопросы сразу и выдохнуть. Но у нас есть таймлайн, есть дела, которые нельзя делать рано. Когда Тема с Полиной спрашивали что-то в чате, они часто получали ответ: «Еще не время, мы ничего не упустим». Думаю, им стоило больших усилий правда выдохнуть и довериться команде.
Если бы вы оказались в начале пути и знали все, через что пройдете, — что бы сказали себе?
П.: Выдыхай. Ваша свадьба в надежных руках.
Д.: Ты делаешь достаточно. Просто будь рядом с ними.






организаторы @skazhi_da_team
невеста @polina.lv
локация @hotel_usadba_lesli
декор @kris_aga, @k.agafonovawed
ведущий @romanromkin
диджей @miklovan86
фотографы @darya.wedd, @avetikyanart
фотографы бэкстейджа @alyakonovalova_
видеограф @oleg.lednev
видеограф бэкстейджа @nastyafilechka
видеограф SDE @leshchenko_a
стилист @dashka_shpion
кейтеринг @cup_catering
кондитер @elena_ivaseva
кавер-группа @kavergruppajump
флорист @kristina_sweet_flowers
бар @sky_bar67
фотобудка @photobudkacheese




